проект создан по благословению протоиерея Андрея Ефанова

Травматические фантазии

31.03.2020


Ранние коллажи Эрнста, включая выполненные в технике «надживописи» [Ubermahlung — одна из экспериментальных техник, изобретенных Эрнстом: большая часть найденного изображения закрашивается краской, так что остаются видимыми лишь отдельные его части. — Пер.] на основе иллюстраций из старых школьных учебников, как, например, «Спальня мастера», оказались ключевыми для сюрреалистической концепции образа. Когда эти работы были впервые показаны в Париже в 1921 году, Андре Бретон писал: «Они устанавливают совершенно оригинальную систему визуального построения и в то же время в точности соответствуют тому, к чему в поэзии стремились Лотреамон и Рембо». Загадочная фраза Лотреамона «прекрасно, как встреча зонтика и швейной машинки на анатомическом столе» была эстетическим девизом сюрреалистов.


Поэт Пьер Реверди определял сюрреалистическую поэтику как «сближение двух реалий, более или менее далеких друг от друга». Такое сопоставление идентично принципу коллажа, но, как заметил однажды Эрнст, «не клей создает коллаж»: его каталитический эффект могут вызвать и другие «процедуры». Ключевым моментом тут является связь между расстройством изображения и расстройством субъективности, и трудно представить эту эстетику бессвязности, не обращаясь в качестве модели к искусству шизофреников. Действительно, когда Эрнст в 1922 году переехал в Париж, чтобы присоединиться к будущим сюрреалистам, он захватил с собой экземпляр «Творчества душевнобольных» — в качестве подарка Полю Элюару, который в том же году в сотрудничестве с Бретоном написал поэтическую симуляцию безумия под названием «Непорочное зачатие».


Хотите испыть удачу? Делайте ставки в фараон казино и выигрывайте.


В книге «По ту сторону живописи» Эрнст связывает расстройство изображения с расстройством психики. Книга открывается «видением полусна», явившимся автору в возрасте «между пятью и семью годами», в котором маленький Макс видит, как его проказливый отец рисует на панно «веселые и непристойные» знаки. Первое столкновение с живописью описано здесь в терминах «первосцены», определяемой Фрейдом как фантазия о сексуальном акте между родителями, в которой ребенок ищет ответ на загадку своего рождения. Эрнст использует троп первосцены в рассказах о происхождении всех «потусторонних живописи» методов, введенных им в репертуар сюрреализма, — коллажа, фроттажа (изображение-оттиск, полученное путем протирания), граттажа (изображение, созданное путем процарапывания) и т. д. С помощью этих методов он стремился «десублимировать» искусство — открыть его психосексуальным импульсам и расстройствам. И воплощением его галлюцинаторного идеала вновь послужила шизофреническая репрезентация: «Я был удивлен, — пишет Эрнст о своих экспериментах, — резкому усилению моих визионерских способностей и череде явившихся мне противоречивых образов, которые наплывали друг на друга с настойчивостью и быстротой, свойственными любовным воспоминаниям».

Яндекс цитирования

Благотворительный фонд Помоги делом
Россия, Петрозаводск,
время работы: ежедн. 8:00-20:00
Благотворительные фонды
+7 (000) 000-00-00
http://www.pomogi-delom.ru