проект создан по благословению протоиерея Андрея Ефанова

Реплики ученика с учиницей

10.07.2015

Реплики 6-12. Учительница подшучивает над Митиной неловкостью, он не реагирует на шутку болезненно - охотно готов поправить злополучные шнурки, но еще более охотно готов с развязанными шнурками заниматься делом, ради которого он вызвался идти к доске.

Реплики 25-28. Уже ясно, что прав Матвей. Но не ясны его аргументы. Ребенок, чувствующий себя неуспешным, признал бы поражение. Митя пока что продолжает стоять на своем. Он не выражает своего согласия с оппонентом, несмотря на то, что весь класс присоединился к Матвею. И даже лучшие Митины друзья - Володя и Яша принимают сторону Матвея. Но все сказанное в поддержку мнения Матвея для Мити пока что недоказательно. Иными словами, этот мальчик думает по-своему до тех пор, пока его не переубедят.

Реплики 39-44. Митя наблюдает за тем, как Володя и Матвей практически без слов рисуют на доске схему. Его постепенно расплывающееся в улыбке лицо говорит о том, что происходящее ему нравится. Похоже, у него появились новые мысли. И, наконец, он вносит в схему Володи и Матвея крошечную, но чрезвычайно важную деталь: подчеркивает букву «И» знаком орфограммы. Эта «мелочь» показывает: понял, увидел, как можно думать по-другому, и изменил свою точку зрения.

На наших глазах происходит перестройка мнения ребенка, не принимающего на веру чужие идеи. От радикально ошибочного ЖЫ Митя переходит к идее, которая в классе еще не присутствует. Он указывает, что ЖИ - это орфограмма, место противоречия между известным Законом письма и новыми фактами. Средством, повернувшим Митину мысль к пониманию сущности данного языкового явления, стала схема, за построением которой он сначала заинтересованно наблюдал, а потом и помог в ее завершении.

При этом своему вмешательству Митя не придает особого значения: «Ты кое-что забыл. Нет, не все. Просто забыл подчеркнуть». Ясно, что мальчик занят делом, а не самоутверждением.

Реплики 77-101. Митя с Яшей перестраивают провокационную схему ГА, обнаруживая при этом легкость взаимопонимания и отсутствие потребности описывать свои действия словами. Вероятно, значки схемы представляются мальчикам самодостаточным объяснением их действий.

Сейчас действия Мити выражают уверенность и разительно отличаются от его поведения в самом начале урока, когда он надолго застывал с мелом в руке, не зная, как действовать. Он уверенно импровизирует, создавая новый значок для обозначения самого трудного момента в изучаемом явлении: звук [О] после согласных, непарных по твердости/мягкости.

Яндекс цитирования

Благотворительный фонд Помоги делом
Россия, Петрозаводск,
время работы: ежедн. 8:00-20:00
Благотворительные фонды
+7 (000) 000-00-00
http://www.pomogi-delom.ru